HTHS — высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига

Современные экологические стандарты заставляют автопроизводителей снижать количество вредных веществ в отработавших газах и уменьшать расход топлива. Отчасти достичь этих целей можно использованием моторных масел с пониженной вязкостью 0W-X или 5W-X, где Х — класс вязкости ниже SAE 40 (8, 12, 16, 20 или 30). Но с появлением новых категорий масел у автовладельцев возникает вопрос: будут ли они так же защищать двигатель от износа, как их предшественники?

Одним из важных параметров, отвечающих за экономию топлива и защиту деталей от износа, является HTHS — High Temperature High Shear (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига). Производители масла редко пишут о нем в документации, но при этом он играет важную роль в работе двигателя. HTHS отражает способность полностью прогретого моторного масла (до 150 °С) проходить через маленькие зазоры между быстро движущимися деталями двигателя. HTHS возникает в контактных областях, например, между поршневыми кольцами и гильзой цилиндра или в газораспределительном механизме (ГРМ).

Чем ниже значение вязкости HTHS, тем меньше затраты энергии, необходимой для эффективной работы двигателя, и, как следствие, меньше расход топлива. Это и позволяет уменьшить количество вредных выбросов в выхлопных газах. Однако более высокое значение вязкости HTHS лучше защищает двигатель от износа, поэтому при разработке моторного масла производители стараются соблюсти баланс.

Требования по HTHS в стандарте SAE J300 для моторных масел

Класс вязкости SAE

HTHS мПа·с (не ниже)

0W-8

1,7

0W-12

2,0

0W-16

2,3

0W-20

2,6

0W-30, 5W-30

2,9

0W-40, 5W-40, 10W-40

3,5

15W-40, 20W-40, 25W-40

3,7

5W-50, 10W-50

3,7

10W-60, 15W-60

3,7

HTHS в классификации API

Для легковых категорий масел (SL/SM/SN/SP) значение HTHS должно быть больше или равно 2,6 мПа·с. Никакой дополнительной детализации эта классификация не дает.

HTHS в классификации ACEA

Классы ACEA чётко определяют экономичность моторных масел. Среди полнозольных масел ACEA лучшую топливную экономичность обеспечат масла A5/B5. Они имеют на этикетках обозначения вида Energy Conserving, Fuel Economy.

  • Для класса ACEA A3/B4 2021 HTHS должен быть больше или равен 3,5
  • Для класса ACEA A5/B5 2021 HTHS должен находиться в пределах 2,9 — 3,5

Малозольные и среднезольные масла в категории АСЕА располагаются по экономии топлива в следующем порядке:

  • Менее экономичные C3 и C4 — HTHS ≥3,5
  • Экономичные C2 — HTHS ≥2,9
  • Более экономичные C5 и С6 — HTHS от 2,6 до 2,9

Влияние HTHS на работу двигателя

При разработке двигателя инженеры учитывают параметр HTHS как одно из базовых требований для моторных масел. Продукты с пониженной вязкостью минимизируют потери на трение между движущимися деталями и сокращают потери на прокачивание и вращение. Это уменьшает вязкостное сопротивление. Производительность двигателей повышается, а расход топлива снижается. При использовании масел с низким HTHS на исправной технике между движущимися частями создается необходимый защитный слой. Но на высоконагруженных двигателях и изношенных моторах вязкость масла может уменьшаться, и толщина защитной пленки будет недостаточной. Это происходит из-за следующих процессов:

  • разрушение присадок, которые должны улучшать индекс вязкости;
  • разбавление масла топливом.

В таких случаях недостаточная толщина пленки может привести к ускорению износа деталей. Для каждого двигателя существует свой интервал допустимой вязкости HTHS. И если двигатель не предназначен для работы на моторных маслах с низким HTHS, то использовать их нельзя.

Применение масел с низким HTHS

В настоящее время в руководствах по эксплуатации автопроизводители указывают, какие масла необходимы для нормальной работы автомобиля. Поэтому если у вас новый автомобиль или двигатель, у которого нет проблем с топливной системой, повышенным расходом масла на угар и системой охлаждения, вы можете не задумываясь следовать требованиям производителя и получить заявленный расход топлива.

Требования к экономии топлива растут, и производители смазочных материалов стремятся снижать показатели вязкости HTHS для своих продуктов. Они проводят тесты новых масел в соответствии с международными требованиями, предлагая клиентам хороший баланс между защитой двигателя и снижением расхода топлива. По результатам исследований, более низкое значение HTHS потенциально может снизить расход топлива от 1 до 2% в зависимости от типа двигателя и условий эксплуатации.

Сегодня маловязкие масла классов 0W-8 и 0W-20 используются для первой заливки в двигателях многих автопроизводителей. При выборе моторного масла нужно руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля. Просто выбирайте продукты тех классов API, ILSAC и ACEA, указанные в сервисной книжке. Внутри этих классов параметр HTHS уже учтён, отдельно о нём беспокоиться не нужно.