- Проблема контрафактных смазочных материалов
- Моторные масла для автомобильных двигателей
- Почему так важно регулярно менять моторное масло?
- Когда следует проверять уровень масла
- Как проверить уровень масла и долить масло
- Какую роль играет вязкость моторного масла?
- Почему загорается индикатор давления масла?
- Правда ли, что качество масла можно определить по его цвету и густоте (вязкости)?
- Где и когда использовать синтетические смазочные материалы
- Как защитить двигатель зимой с помощью смазочных материалов?
- Почему почти каждые два года производители или API/ACEA вводят новые стандарты и требования к смазочным материалам?
- Можно ли смешивать масла на минеральной и синтетической основах?
- Какое лучше масло выбрать – синтетическое или минеральное?
- Можно ли смешивать моторные масла?
- Нужно ли добавлять какие-либо присадки в моторное масло?
- Различаются ли масла для бензиновых и дизельных агрегатов?
- Почему масло темнеет в двигателе?
- В чем различия в маслах для двигателей, работающих на бензине и маслах для двигателей, работающих на газообразном топливе?
- Что нужно знать для правильного подбора пластичной смазки?
- Почему так важен вопрос совместимости смазок?
- По каким признакам можно определить ухудшение качества смазки?
- Что такое срок годности смазочного материала?
- Чем отличается срок годности от эксплуатационного срока службы смазочных материалов?
- Можно ли добавлять смазку в интервалах между промывками?
- Связаны ли температура каплепадения и рабочая температура для пластичной смазки?
- В чем особенность бесцинковых гидравлических масел?
- Почему необходимо применять смазочно-охлаждающую жидкость (СОЖ) при обработке металлов?
- Как правильно приготовить водосмешиваемую смазочно-охлаждающую жидкость (СОЖ)?
- По каким характеристикам подбирается водосмешиваемая смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ)?
- Сколько можно хранить концентрат водосмешиваемой смазочно-охлаждающей жидкости (СОЖ)?
Однако все это покажется лишь досадным недоразумением по сравнению с тем вредом, который автомобилю может причинить подделка моторного масла. Последствия применения фальсификата, как правило, очень серьезны, так как в роли смазочного материала здесь выступает жидкость, напоминающая масло лишь цветом и консистенцией.
Количество и ассортимент поддельных масел на рынке увеличивается невиданными темпами, а внешние отличия имитаций оригинала становятся все менее очевидными.
Заложниками ситуации могут оказаться не только рядовые автовладельцы, но и опытные специалисты. Из-за недостаточной осведомленности и отсутствия специальных знаний, а также малоэффективной правовой политики и стремления к наживе большого числа мошенников, увеличивается риск покупки поддельного масла для автомобиля.
Объемы контрафактных и поддельных смазочных материалов зашкаливают как на рынке стихийной торговли, так и в специализированных торговых сетях. При этом качество изготовления упаковок поддельной продукции указывает на промышленные объемы ее производства.
СОСТАВ ФАЛЬСИФИКАТА
Как правило, поддельная моторная смазка состоит из смеси индустриального «веретенного» масла с его самыми дешевыми, низкокачественными сортами, предназначенными для использования в двигателях тракторов или большегрузных авто. Очень часто попадаются жидкости, в состав которых входит регенерированная (восстановленная) «отработка». Поддельное масло по своей вязкости лишь приблизительно напоминает оригинальный продукт. Необходимые присадки, которые являются наиболее дорогостоящим компонентом настоящего моторного масла, в подделке или совсем отсутствуют, или находятся в очень низкой концентрации.
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДДЕЛКИ
Разговор о том, как определить подделку моторного масла, нужно начать с выяснения степени ущерба, который будет нанесен двигателю при использовании контрафактных смазочных материалов:
подделка, практически не содержащая присадок, которые увеличивают степень вязкости, при высокой температуре работающего двигателя становится слишком жидкой. Повышенная текучесть масла резко снижает уровень давления в системе, что неизбежно приводит к усилению износа основных узлов агрегата; при эксплуатации автомобиля в зимних условиях применение подделки может вызвать большие сложности при запуске мотора. Это происходит потому, что на морозе фальшивое масло попросту кристаллизуется, превращаясь в неоднородный «студень»; использование поддельной смеси с низкой концентрацией присадок приводит к загрязнению двигателя, а также коррозии его деталей и внутренних полостей.
КАК ОТЛИЧИТЬ ПОДДЕЛКУ ОТ ОРИГИНАЛА
Статистика утверждает, что около 40% автомобильных смазок, представленных на отечественном рынке, являются контрафактной продукцией. Что можно сделать, чтобы не попасться «на удочку» недобросовестного продавца? Ответ прост – нужно четко знать, как отличить настоящее моторное масло от подделки. Конечно, простому покупателю очень сложно сходу определить «фирменное» происхождение продукта, но советы специалистов могут оказать в этом деле серьезную помощь. Итак, на что нужно обращать внимание, приобретая смазочную жидкость.
- ВНЕШНИЙ ВИД ТОВАРА — канистра с жидкостью не должна иметь вмятин и сильных потертостей, говорящих о ее повторном использовании. Крышка емкости должна быть очень плотно привинчена к заливной горловине. Пломбировочное кольцо обязательно должно иметь «усики», которые крепко фиксируют пробку.
- ЭТИКЕТКА — наклейка на емкости, в которой упаковано моторное масло, имеет информацию о дате выработки смазки, времени ее розлива и номере партии. Необходимо помнить, что такие же данные должны обязательно быть проштампованы и на самой канистре. Разница между цифровой маркировкой на этикетке и упаковке масла говорит о контрафактном происхождении содержимого.
- СТОИМОСТЬ ТОВАРА — многие спрашивают, как можно отличить оригинальное моторное масло от подделки по его стоимости. Ответ очевиден – качественная фирменная смазка не может продаваться по слишком низкой цене. Явно заниженная стоимость масла – это верный признак того, что товар является подделкой.
- МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ — покупка смазки в фирменном магазине, где продается товар, прошедший обязательную сертификацию и снабженный всеми необходимыми документами, существенно снизит риск приобретения подделки. К тому же, в случае обнаружения фальсификата, лицензированный продавец обязан будет оформить его возврат и вернуть деньги. Более 50% моторного масла, которое продается на автомобильных рынках или стихийных «развалах» является грубой подделкой, способной причинить серьезный вред деталям двигателя.
К огромному сожалению, даже специалист порой не может гарантированно отличить оригинальное масло от подделки. Самое главное при покупке - приобретать товар у проверенных надёжных поставщиков с хорошей репутацией. Стоимость канистры качественного оригинального продукта сопоставима с ценой одной заправки до полного бака. Помните, что экономия на масле может обернуться дорогостоящим ремонтом.
- Смазывающая функция — благодаря данному свойству трение между двумя контактирующими поверхностями уменьшается до предельно возможных значений, что предотвращает заклинивание. Смазывание может осуществляться в разных режимах. 1.1 Полное смазывание: Идеальный режим, при котором обе трущиеся поверхности разделены слоем жидкости. Единственное трение, возникающее при этом – жидкостное. 1.2 Частичное смазывание: При этом возникает граничное трение: только некоторые шероховатости поверхности соприкасаются, тем самым вызывая износ. Не образуется гидродинамической пленки. Частичное смазывание обычно имеет место в двигателях внутреннего сгорания, когда поршень находится в верхней или нижней мертвых точках. Для уменьшения трения применяют присадки. 1.3 Граничное смазывание: Когда смазочный материал не может обеспечить необходимое расклинивание поверхностей (например, если относительная скорость двух поверхностей или вязкость смазочной жидкости слишком мала), возможно появление сухого трения. В этом случае также используют присадки.
- Охлаждение — необходимо для отвода от трущихся поверхностей тепла, возникающего при трении и сгорании.
- Защита — масло защищает компоненты внутри двигателя от коррозии.
- Транспортная функция — подвод противоизносных присадок в зону контакта, а также сбор и перенос загрязнений на масляный фильтр.
- Моюще-диспергирующие свойства — способность поддержания загрязнений, абразивных частиц и остатков горения в состоянии суспензии, предотвращая их осаждение на компонентах двигателя.
- Герметизация — уплотнение и изоляция таких точек, как поршневые кольца и места выхода валов из корпуса.
- Передача силы — необходимо для гидравлических толкателей клапанов или рулевого управления.
В настоящее время в автомобилях используют специально разработанные моторные, трансмиссионные масла, масла для автоматических трансмиссий (ATF) и смазки.
В связи с увеличением интервала замены масла, уменьшением размеров маслосборника и корпуса двигателя для снижения шума, рабочие температуры двигателя возросли, что привело к повышению спроса на высококачественные продукты. На сегодняшний день, смазочный материал представляет собой важнейший элемент в конструкции автомобиля.
При эксплуатации автомобиля уровень загрязнения моторного масла постоянно растет. Масляный фильтр улавливает содержащиеся в масле частицы, но со временем присадки расходуются, а само масло начинает разрушаться (окисляться или загустевать). С этого момента требуется замена масла, так как оно больше не может выполнять свою функцию. Уровень загрязнения и истощения присадок зависит от многих факторов. Одним из них являются условия эксплуатации, которые могут сильно отличаться и напрямую влияют на срок службы масла. К числу других факторов относятся точность регулировки системы зажигания и системы впрыска топлива или смесеобразования, состояние воздушного фильтра и общее механическое состояние двигателя. Масло необходимо заменить до того, как уровень его загрязнения приведет к повреждению двигателя.
Поскольку определить уровень загрязнения масла в каждом конкретном двигателе очень трудно, производители автомобилей приводят рекомендуемые интервалы замены масла. Такие рекомендации зависят от года производства автомобиля и производителя. Рекомендуемые интервалы и пробеги также зависят от условий эксплуатации автомобиля. В тяжелых условиях эксплуатации рекомендуется менять масло чаще.
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности, заглушите двигатель и подождите 3–4 минуты, пока масло стечет в картер.
- Вытащите щуп, протрите его и вставьте обратно, затем вытащите щуп и проверьте уровень масла.
- Если уровень меньше максимального, то определить количество необходимого масла можно по следам на щупе.
- Снимите крышку с маслоналивной горловины, долейте нужный объем масла и установите крышку на место.
- Подождите 60 секунд, пока масло стечет в картер, вставьте щуп и снова проверьте уровень. При необходимости долейте масло и установите крышку маслоналивной горловины на место.
Осложняющим фактором является то, что вязкость масла зависит от температуры: она уменьшается при нагревании и увеличивается при охлаждении. При низких температурах необходимо обеспечить текучесть моторного масла (не допустить загустевания). При высоких температурах необходимо исключить излишнее разжижение моторного масла и трение металлических частей двигателя. Поэтому и были разработаны универсальные моторные масла.
Чтобы удостовериться, что Вы покупаете качественное масло, просто посмотрите на канистру и задайте себе несколько вопросов: безупречная ли у этого бренда репутация? Соответствуют ли указанные технические требования отраслевых стандартов и одобрения производителей моим задачам? Покупаю ли я масло у надежной розничной компании или официального дистрибьютора? Есть ли возможность проверить, что я покупаю оригинальный продукт?
Если Вы можете с уверенностью ответить «да» на все эти вопросы, будьте спокойны, Вы приобретаете качественный продукт.
Еще одно преимущество синтетических масел – способность уменьшать интенсивность трения, что, в свою очередь, помогает сэкономить топливо и избежать перегрева, прежде всего при использовании в мостах и трансмиссиях. Кроме того, многие производители техники допускают увеличение интервала замены при условии, что применяется рекомендованное синтетическое масло. Многие изготовители трансмиссий и мостов даже предоставляют расширенную гарантию в случае использования одобренных синтетических масел и смазок.
Перед пуском оборудования при экстремально холодных температурах нужно убедиться в том, что масла в двигателе, трансмиссии и гидравлической системе обладают достаточной текучестью. Для этого необходимо проверить масляный щуп. Если масло стекает со щупа, это означает, что система сможет его прокачивать.
Следовательно, если меняются нормы токсичности выбросов, ужесточаются и требования к маслам. Даже если на Вашей технике установлен двигатель предыдущих поколений, который не соответствует новейшим экологическим стандартам, использование моторных масел, отвечающих последним требованиям, даст свой эффект. Улучшенные характеристики масла – это надежная защита двигателя, который в итоге сможет работать дольше и эффективней. Кроме того, подобные масла лучше предотвращают образование сажи и вредных отложений, поэтому Ваш двигатель никогда не столкнется с такими проблемами, как потеря мощности, повышенный расход топлива и угар масла.
- узел применения
- тип оборудования, производитель
- какое производство
- карта смазки/рекомендации OEM
- окружающая среда и условия применения (рабочие температуры)
- какой смазочный материал применяют в настоящее время, чем он не устраивает?
Симптомы несовместимости проявляются в различных формах. Зачастую смеси смазок проявляются в изменении консистенции по сравнению с отдельными чистыми смазками. Такая тенденция сказывается на повышении рабочей температуры или скорости сдвига смеси смазок. Несовместимые смазки могут также проявляться виде аномального отделения масла или «выпотевания» при высоких температурах. Смешивание несовместимых смазок может привести к утечке смазки или масла, преждевременному старению или недостаточному выделению масла в зонах контакта. Кроме того, маловероятно, но возможно, что добавки смазок могут повести себя враждебно, отрицательно влияя на эксплуатационные характеристики смазки, такие как защита от истирания, износа, ржавчины или коррозии.
- Чрезмерное отделение масла
- Некоторое «выделение» является нормальным и требуется
- Значительное изменение (>25 процентов) в консистенции пластичной смазки, измеряется посредством рабочего и нерабочего проникновения. Консистенция смазки влияет на легкость нанесения, эксплуатационные характеристики при низких температурах и стабильность после нанесения, все важнейшие характеристики, которые обеспечивают надлежащее смазывание пластичной смазкой. С технической точки зрения консистенция смазки рассматривается как категория по NLGI — от NLGI 000 (полужидкая) до NLGI 6 (твердая — очень крепкая)
- Значительные изменения цвета или запаха
- Заметное изменение в текстуре
В условиях эксплуатации пригодность продукта для продолжительного использования зависит от ряда факторов.
Проверьте количество смазки в подшипнике: снимите фитинг или извлеките пробку сливного отверстия, чтобы излишки смазки вышли наружу. Проверьте, нет ли утечки излишков смазки из подшипников и затворов. Сделайте несколько впрысков смазки.
Метод испытания указывает на то, что температура каплепадения имеет только ограниченное значение по отношению к эксплуатационным характеристикам в целом. Рабочая температура смазочного материала зависит от компонентов, основы масла, загустителя, добавок и т. д. Высокотемпературные смазки часто представляют собой синтетические смазки на основе полимочевины или мыла/комплексного соединения мыл.
Использование беззольных присадок делает бесцинковые масла максимально соответствующими для удовлетворения требований химической нейтральности по отношению к различным металлическим поверхностям.
Наличие малых зазоров рабочих пар в современных гидросистемах (особенно, оснащенных аксиально-поршневыми механизмами) выдвигает особые требования к чистоте рабочих жидкостей. Поэтому в составе гидравлических масел крайне нежелательно наличие механических примесей и воды, которые могут привести не только к износу элементов гидрооборудования, но и к заклиниванию деталей. Даже незначительное количество (0,05-0,1 %) воды, попадающей в гидросистему с маслом или в процессе эксплуатации, ускоряет процесс окисления масла, вызывает гидролиз гидролитически неустойчивых его компонентов (в частности, присадок – солей металлов). Таким образом, вода способствует образованию шлама неорганического и органического происхождения, который забивает фильтр и зазоры оборудования.
Перечисленные выше проблемы автоматически снимаются при использовании бесцинковых гидравлических масел. Обычные противоизносные присадки, содержащие цинк, обладают слабой гидролитической стабильностью и разлагаются под воздействием воды, образуя загрязнения. Гидравлические масла на беззольном пакете присадок обладают превосходной гидролитической стабильностью, то есть они не разлагаются под действием воды. Благодаря этому свойству масла гарантируется чистота, а значит, и долгий срок эксплуатации гидравлической системы.
ГЛОССАРИЙ
Представляем список понятий и терминов, применямых в области смазочных материалов, трибологии и триботехники. Трибология изучает непосредственно процессы трения, а триботехника — их применение в узлах машин. В последние годы в триботехнике получили развитие новые разделы — трибохимия, трибофизика и трибомеханика. Впервые процессы трения изучались ещё Леонардо да Винчи. Трибометрия — система методов и средств измерения сил трения, износа и несущей способности трущихся тел. Измерения, полученные непосредственно в процессе фрикционного взаимодействия, позволяют простыми расчетами определить величины коэффициента трения, интенсивности изнашивания, допустимых нагрузок, скоростей и температур.
- АБРАЗИВНЫЙ ИЗНОС
- АБСОРБЦИЯ
- АДГЕЗИЯ
- АДСОРБЦИЯ
- АНТИКОРРОЗИОННАЯ ЗАЩИТА
- АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)
- АСФАЛЬТЕНЫ
- БАЗОВОЕ МАСЛО
- БЕЛОЕ МАСЛО
- БИОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗЛАГАЕМОСТЬ
- БИОПОРАЖЕНИЕ ВОДОСМЕШИВАЕМЫХ ПРОДУКТОВ
- ВАКУУМНАЯ ПЕРЕГОНКА
- ВСПЕНИВАЕМОСТЬ МАСЛА
- ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
- ВЯЗКОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ
- ВЯЗКОСТЬ ПРОКАЧИВАНИЯ (ПРОКАЧИВАЕМОСТЬ)
- ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ
- ГИДРОКРЕКИНГ
- ГИДРООЧИСТКА
- ДЕЭМУЛЬГИРУЕМОСТЬ
- ДИНАМИЧЕСКАЯ ВЯЗКОСТЬ
- ДИСПЕРГИРОВАНИЕ
- ЗАГУСТИТЕЛИ
- ЗОЛЬНОСТЬ СУЛЬФАТНАЯ
- ИЗНОС
- ИНГИБИТОРЫ КОРРОЗИИ
- ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ
- КИСЛОТНОЕ ЧИСЛО
- КИСЛОТНОСТЬ
- КОАГУЛЯЦИЯ
- КОЛЛОИД
- КОМПАУНДИРОВАНИЕ
- КОНСИСТЕНЦИЯ
- КОРРОЗИОННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ
- КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ
- КРЕКИНГ
- КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА
- ЛАКОВЫЕ ОТЛОЖЕНИЯ
- ЛЕТУЧЕСТЬ
- МИНЕРАЛЬНЫЕ МАСЛА
- МОДИФИКАТОРЫ ТРЕНИЯ
- МОНИТОРИНГ
- МОНОЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ
- МОЮЩАЯ ПРИСАДКА
- МЫЛО (применительно к смазочным материалам)
- НАБУХАНИЕ / УСАДКА
- НАГАР
- НАГРУЗКА СВАРИВАНИЯ
- НАФТЕНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
- НЕЙТРАЛЬНЫЕ МАСЛА
- НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ (НЕНАСЫЩЕННЫЕ) УГЛЕВОДОРОДЫ
- НЕРАБОЧАЯ ПЕНЕТРАЦИЯ
- НЕРАСТВОРИМЫЕ ПРИМЕСИ
- НЕСГОРЕВШИЕ ПРОДУКТЫ
- НЕФТЕПРОДУКТ
- НЕФТЕХИМИЯ
- НЕФТЯНЫЕ МАСЛА
- НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- ОБРАЗОВАНИЕ ЗАДИРОВ
- ОДОБРЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
- ОКАЛИНА
- ОКИСЛЕНИЕ МАСЛА
- ОККЛЮЗИЯ
- ОСТАТОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ (БРАЙТСТОК)
- ОТБОР ПРОБ
- ОТРАБОТАННЫЕ НЕФТЕПРОДУКТЫ
- ОЧИСТКА МАСЕЛ АДСОРБЦИОННАЯ
- ОЧИСТКА МАСЕЛ КИСЛОТНАЯ
- ОЧИСТКА МАСЕЛ СЕЛЕКТИВНАЯ
- ПАКЕТ ПРИСАДОК
- ПАРАФИНОВЫЕ МАСЛА
- ПАРАФИНОВЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
- ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ
- ПАССИВИРОВАНИЕ
- ПАСТЫ
- ПЕНЕТРАЦИЯ
- ПЕНООБРАЗОВАНИЕ
- ПЕПТИЗАЦИЯ
- ПЕРЕГОНКА
- ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА
- ПЛОТНОСТЬ
- ПОЛИАЛЬФАОЛЕФИНЫ (ПАО)
- ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКОЕ МАСЛО
- ПРИСАДКИ
- ПРОДУКТЫ ИЗНОСА
- ПРОКАЧИВАЕМОСТЬ МОТОРНОГО МАСЛА
- ПУАЗ
- РАСХОД МАСЛА
- РЕГЕНЕРИРОВАННОЕ МАСЛО
- РОСТ ВЯЗКОСТИ МАСЛА
- САЖА
- СЕДИМЕНТАЦИЯ
- СИНЕРГИЗМ
- СИНТЕТИЧЕСКИЕ МОТОРНЫЕ МАСЛА
- СМАЗКА ШАРИКОВЫХ ПОДШИПНИКОВ
- СМАЗЫВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ
- СМЕНА МАСЛА
- СОВМЕСТИМОСТЬ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ (СОЖ)
- СТАРЕНИЕ МАСЛА
- СТОКС
- СУЛЬФАТНАЯ ЗОЛЬНОСТЬ
- ТВЕРДЫЕ СМАЗОЧНЫЕ ВЕЩЕСТВА
- ТЕМПЕРАТУРА ВОСПЛАМЕНЕНИЯ
- ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ
- ТЕМПЕРАТУРА ЗАМЕРЗАНИЯ
- ТЕМПЕРАТУРА ЗАСТЫВАНИЯ
- ТЕМПЕРАТУРА КАПЛЕПАДЕНИЯ
- ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ
- ТЕМПЕРАТУРА КРИСТАЛИЗАЦИИ
- ТЕМПЕРАТУРА ПЛАВЛЕНИЯ
- ТЕМПЕРАТУРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
- ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
- ТИКСОТРОПИЯ
- ТИТР
- ТИТРАНТ
- ТИТРОВАНИЕ
- ТОКСИЧНОСТЬ
- ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНЫЕ ЖИДКОСТИ
- ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО
- ТРЕНИЕ
- ТРИБОЛОГИЯ
- ТРИБОМЕТРИЯ
- УГЛЕВОДОРОДЫ
- УНИФИКАЦИЯ
- УСИЛИТЕЛИ АДГЕЗИИ
- ФИКСАНАЛЫ
- ФИЛЬТРУЕМОСТЬ3
- ФЛЕГМА
- ФЛОКУЛЯЦИЯ
- ФОРМОВОЧНОЕ МАСЛО
- ФРАКЦИЯ
- ФТОРОСИЛИКОНЫ
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ
- ХЕМОСОРБЦИЯ
- ХИМИЧЕСКИ ИНЕРТНЫЙ
- ЦВЕТ НЕФТЕПРОДУКТОВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
- ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА СМАЗКИ
- ЦЕПНЫЕ РЕАКЦИИ
- ЦЕТАНОВОЕ ЧИСЛО
- ЧЕТЫРЕХШАРИКОВАЯ МАШИНА ТРЕНИЯ
- ЩЕЛОЧНОЕ ЧИСЛО
- ЭЛАСТО-ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ СМАЗКА
- ЭЛЕКТРОЛИТЫ
- ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ
- ЭЛЕКТРОЛИЗ
- ЭМУЛЬГАТОР
- ЭМУЛЬСИЯ
- ЭФИРНЫЕ МАСЛА
Часто в процессе абсорбции происходит не только увеличение массы абсорбирующего материала, но и существенное увеличение его объема (набухание), а также изменение его физических характеристик – вплоть до агрегатного состояния. На практике абсорбция чаще всего применяется для разделения смесей, состоящих из веществ, имеющих различную способность к поглощению подходящими абсорбентами. При этом целевыми продуктами могут быть как абсорбировавшиеся, так и не абсорбировавшиеся компоненты смесей. Обычно в случае физической абсорбции абсорбировавшиеся вещества могут быть вновь извлечены из абсорбента посредством его нагревания, разбавления неабсорбирущей жидкостью или иными подходящими способами. Регенерация химически абсорбированных веществ также иногда возможна. Она может быть основана на химическом или термическом разложении продуктов химической абсорбции с высвобождением всех или некоторых из абсорбированных веществ. Но во многих случаях регенерация химически абсорбированных веществ и химических абсорбентов бывает невозможной или технологически/экономически нецелесообразной.
Наиболее известные адгезионные эффекты — капиллярность, смачиваемость/несмачиваемость, поверхностное натяжение, мениск жидкости в узком капилляре, трение покоя двух абсолютно гладких поверхностей. Критерием адгезии в некоторых случаях может быть время отрыва слоя материала определенного размера от другого материала в ламинарном потоке жидкости.
1. Явление концентрирования вещества из объема фаз на поверхности раздела.
2. Процесс массопередачи путем адсорбции.
Поглощаемое вещество, ещё находящееся в объёме фазы, называют адсорбтив, поглощённое — адсорбат. В более узком смысле под адсорбцией часто понимают поглощение примеси из газа или жидкости твёрдым веществом (в случае газа и жидкости) или жидкостью (в случае газа) — адсорбентом. При этом, как и в общем случае адсорбции, происходит концентрирование примеси на границе раздела адсорбент-жидкость либо адсорбент-газ. Процесс, обратный адсорбции, то есть перенос вещества с поверхности раздела фаз в объём фазы, называется десорбция. Если скорости адсорбции и десорбции равны, то говорят об установлении адсорбционного равновесия. В состоянии равновесия количество адсорбированных молекул остается постоянным сколько угодно долго, если неизменны внешние условия (давление, температура и состав системы)
На сегодняшний день действует международная классификация американского института нефти (API) по которой все производимые базовые масла делятся на 5 групп в зависимости от происхождения, количества в них ненасыщенных углеводородов, серы и присущего им индекса вязкости.
Базовые масла API Группы I в обиходе называются «минеральными» и получаются на нефтеперегонных заводах из сырой нефти. Процесс их производства начинается с атмосферной дистилляции (отгонки) светлых топлив — бензинов, керосина, лигрои на и дизельного топлива. Остаток — мазут — дальнейшей разгонке при атмосферном давлении не подлежит. Однако при пониженном давлении ( при разряжении) из него отгоняются различные по вязкости фракции, которые и называются в дальнейшем «базовым маслом API Группы I». Химический состав этого продукта очень разнообразный. В него входят углеводороды с различной длиной углеродной цепи, циклические и ароматические (содержащие бензольное кольцо) углеводороды различной степени насыщения, вещества содержащие азот и серу, и прочие примеси. Конечно же, после отгонки эти масляные фракции подвергаются различным процессам очистки (экстракции растворителями, глинами и т.п.). Все эти очистки из соображений экономии не дают полного эффекта, к тому же понижают общий выход базового масла. Базовые масла Группы I обычно имеют окраску от светло-желтой до темно-коричневой и характерный запах нефтепродуктов. Они имеют самое низкое содержание насыщенных веществ, самое высокое содержание серы и относительно низкий индекс вязкости .Из-за очень высокой разнородности молекулярного состав, эти масла имеют низкую окислительную стабильность, высокую испаряемость, относительно высокую температуру потери текучести.
Из-за простоты производства и высокой доступности (их производят практически во всех регионах мира) это самые дешевые масла, на основе которых в настоящий момент производится до 70% общего объема смазочных материалов.
ГРУППА | Содержание предельных углеводородов, % | Содержание серы, % | Индекс вязкости |
ГРУППА I | <90 | >0.03 | 80-120 |
ГРУППА II | ≥90 | ≤0.03 | 80-120 |
ГРУППА III | ≥90 | ≤0.03 | >120 |
ГРУППА IV | Полиальфаолефины | ||
ГРУППА V | Другие базовые масла |
Но многих производителей оборудования и смазочных материалов эксплуатационные характеристики минеральных базовых масел и получаемых из них минеральных смазочных материалов уже перестают удовлетворять. Главным образом ихне устраивают низкая окислительная стабильность и относительно высокие температуры замерзания. Низкая окислительная стабильность отражается на короткой жизни финишных минеральных масел и смазок. Высокие температуры потери текучести (замерзания) и относительно низкий индекс вязкости сужают температурный интервал их применения. Наличие легких фракций в базовом масле объясняют высокий их «угар»при эксплуатации.
Низкая окислительная стабильность минеральных смазочных материалов в процессе службы выливается в их быстрое потемнение, повышение вязкости, в образовании шламов, лаков и нагаров на деталях смазываемого оборудования, что конечно же не способствует продолжительной жизни этих деталей. Высокие температуры замерзания ограничивают климатические зоны их применимости, вызывая необходимость сезонных замен. Высокий «угар» — дополнительный расход смазочных материалов.
Для уменьшения таких отрицательных черт нефтехимики начали производить базовые масла API Группы II, которые чаще всего называют «гидрокрекинговыми или гидрообработанными». Как видно из названий, процесс заключается в обработке минерального базового масла Группы I водородом при высоких температурах и в присутствие катализаторов. В этих условиях водород присоединяется по ненасыщенным связям углеводородов, «раскрывает» циклические и ароматические цепи. С легкими углеводородами, с соединениями серы и азота, водород образует газообразные продукты, удаляемые из сферы реакции. Длинные молекулы линейных углеводородов (парафинов) разрушаются (крекинг), превращаясь в более короткие молекулы. В результате такой обработки на выходе получаются практически не содержащие серы бесцветные масла, обладающие более высокой степенью насыщенности (а значит и более высокой окислительной стабильностью) и низкой температурой замерзания благодаря меньшему содержанию парафинов. Однако масла Группы II продолжают обладать относительно низким индексом вязкости, сужающим интервал рабочих температур финишных смазочных материалов, произведенных на их основе.
Гидрокрекинговые базовые масла в основном производятся в северной Америке и Южной Корее. Однако спрос на них растет, и многие нефтяные компании ( в частности российские) интенсивно модернизируют старые и строят новые установки для производства базовых масел Группы II. Стоимость этих масел и, соответственно, финишных смазочных материалов на их основе в 1.5-1.8 раз выше, чем минеральных.
Требования к финишным смазочным материалам с широким температурным диапазоном использования побудили нефтехимиков производить базовые масла с высоким индексом вязкости. Это достигается опять же при помощи водорода, который в определенных условиях переводит линейные цепочки парафинов в разветвленные. Процесс называется гидроизомеризация. Присутствие таких изомеризованных парафинов повышает индекс вязкости базового масла, но дополнительная операция поднимает стоимость полученных «нетрадиционных» базовых масел API Группы III в 2.3-2.8 раз над минеральными. Но получаемые базовые масла и финишные смазочные материалы на их основе еще более химически стабильны, еще меньше «угорают» и обладают прекрасными низкотемпературными характеристиками и высоким индексом вязкости.
Желание отказаться от нефти, как источника производства смазочных материалов, побудили химиков заняться строительством углеводородных молекул необходимого размера ( в химии их называют поли-альфа-олефинами)для производства синтетических ПАО базовых масел API Группы IV. Их производят на сложных химических установках, сшивая короткие молекулы компонентов природного газа в более длинные, которые называются деценами. На их основе и производят базовые масла и финишные смазочные материалы исключительных характеристик — очень высокая окислительная стабильность, малая испаряемость и очень низкая температура замерзания (чистые поли-альфа-олефины теряют текучесть при температурах ниже -70 °C). Из-за их высокой стоимости ( в 4 раза дороже минеральных) ПАО масла используются в основном для изготовления моторных масел, хотя существуют и синтетические трансмиссионные, гидравлические, редукторные и прочие индустриальные масла и смазки.
В последнюю API Группу V входят базовые масла, называемые «истинные синтетики». Это название подчеркивает, что для их производства не используются ископаемые ресурсы (нефть, газ). Получаемые на химических заводах, эти масла (или правильнее говорить маслоподобные жидкости) включают десятки наименований. Это и полиалкиленгликоли, и силиконы, фосфорные и сложные эфиры и многие другие. Их применение обусловлено особыми техническими требованиями к оборудованию, экстремально высокими и низкими температурами, требованиями негорючести, химической инертности и многими другими параметрами. Стоимость этих основ в десятки, а тои в сотни раз выше обычных минеральных базовых масел. Но эксплуатационные требования оправдывают затраты.
В эту же группу включены и растительные масла, которые все чаще используются для производства экологически безопасных индустриальных масел.
Следует обратить внимание, что до середины 2006 г «синтетиками» называли базовые масла IV и V Групп и полученные на их основе финишные смазочные материалы. Однако сейчас производителям смазочных материалов РАЗРЕШЕНО в названии своих продуктов, полученных на основе II, III, IV и V Групп, упоминать слово «синтетика» в различных контекстах. «Минеральными» сегодня остались только материалы Группы I.
Белые масла подразделяют на 2 группы[2]:
– технические белые масла (используются для производства косметических кремов, парфюмерных масел, инсектицидов, в текстильной промышленности и др.); – медицинские белые масла (применяются в синтезе лекарственных препаратов и как смазочное масло в пищевой промышленности).
Белые масла представляют собой чистые нафтено-парафиновые углеводороды без примесей ароматических соединений и смол. Данные масла слабее действуют на резину, а химически и биологически более инертны, чем представители других нефтяных масел, однако стойкость к окислению, как и смазывающие свойства, у белых масел хуже. Кинематическая вязкость технических белых масел при 50 °С равна 28—36 сСт, медицинских — 16—24 сСт
Вязкость характеризует текучесть или подвижность нефтепродукта или газа, прокачиваемость по трубопроводам, и является основной характеристикой парафиновой нефти, темных нефтепродуктов (мазута, моторного топлива) и масел. Принято характеризовать вязкость нефти й нефтепродуктов несколькими видами измерения: относительная; динамическая, кинематическая.
Относительной (условной) вязкостью называют отношение времени истечения 200 мл нефти или нефтепродукта при заданной температуре через калиброванное отверстие вискозиметра ко времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С. Это отношение выражается в градусах условной вязкости (°ВУ). Например, ВУ50 =4° означает вязкость, равную 4 °ВУ при температуре 50 °С. В международной системе СИ вязкость различают динамическую и кинематическую.
Динамическая вязкость – это мера внутреннего трения, равная отношению тангенционального напряжения к градиенту скорости сдвига при ламинарном движении жидкости, обозначается символом ц и выражается в Па или н сек/м2 или н сек/см2, или это означает, что при градиенте скорости м(см) на 1 м слоя действует сила трения равная, 1 н.
Кинематическая вязкость (v) — это отношение динамической вязкости к плотности нефтепродукта, является обратной величиной динамической вязкости, обозначается символом v и выражается в стоксах:
1 см2/сек = 1 ст= 10-4 м2/сек.
Переводят кинематическую вязкость в условную по эмпирической формуле Уббелоиде
v = 0,0731 ВУ – 0,0631/ВУ.
Вязкость нефти колеблется в широких пределах и зависит от пластового давления, температуры и растворенного в нефти газа.
Вязкость нефтепродуктов зависит от температуры. В большей степени температура влияет на вязкость темных нефтепродуктов и масел, нежели на светлые нефтепродукты. В гидравлических расчетах вязкость нефтепродуктов принимают по номограмме или по паспортам качества.
Согласно классификации NLGI смазки делят на классы в зависимости от уровня пенетрации – чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по консистенции приведена в таблице (соответствует сортам по DIN 51818. DIN – Институт стандартов Германии).
Существует девять категорий – от 000 до 6:
- Категории 000 и 00 являются полужидкими смазками, использующимися в качестве альтернативы маслам в механизмах и централизованных системах смазки с малым сечением подающих каналов (например в современных грузовиках);
- 0 и 1 – категории для применения в главных централизованных системах смазки (например промышленное оборудование, грузовые автомобили);
- Категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников;
- Категории 4 и 6 представляют исключительно густые смазки и используются редко за исключением специальных случаев «блоков смазки».
Примечание. Пластичные смазки, используемые на легковом автомобиле, принадлежат, как правило, ко второму классу.
Класс NLGI
|
Показатель пенетрации (0,1 мм)
|
Консистенция ISO 2137
|
Область применения
|
000
|
445-475
|
очень жидкая
|
закрытые зубчатые передачи
|
00
|
400-430
|
жидкая
|
|
0
|
355-385
|
полужидкая
|
центральные смазочные системы
|
1
|
310-340
|
очень мягкая
|
|
2
|
265-295
|
мягкая
|
шариковые/роликовые подшипники
|
3
|
220-250
|
полутвердая
|
высокоскоростные подшипники
|
4
|
175-205
|
твердая
|
|
5
|
130-160
|
очень твердая
|
открытые зубчатые передачи
|
6
|
85-115
|
особо твердая
|
Интенсивность коррозии металлов под влиянием влаги в большой степени определяется влагоустойчивостью смазок, которая зависит прежде всего от растворимости и эмульгирующей способности отдельных составных частей смазки. Существенное значение имеет также механическая прочность смазок, особенно в условиях механического действия воды (атмосферные осадки, обрызгивание водой).
Влажный воздух также увеличивает коррозионную агрессивность масел и смазок, особенно при содержании в нем сернистых соединений. При этом речь может идти не только о природных сернистых соединениях, но и о тех присадках, которые вводятся в смазочные материалы с целью улучшения их антиокислительных, противоизносных и прочих свойств.
Среди смазок, получаемых из мыл жирных кислот, самой большой влагоустойчивостью отличаются кальциевые и алюминиевые смазки, легче всего вымываются натриевые смазки Характеристика водостойкости имеет решающее значение для смазок, предназначенных для работы в условиях возможного контакта с водой.
Тесная связь между возможными проявлениями коррозионной агрессивности смазок и их химической стабильностью указывает на необходимость учитывать показатель стабильности в качестве потенциального фактора коррозии. Принятым методом для оценки химической стабильности смазок является окисление их образцов в манометрическом сосуде под повышенным давлением и при высокой температуре. Критерием стабильности смазки является количество поглощенного кислорода и выделенных кислот.
Вторичный (деструктивный) процесс переработки нефти или ее фракций, проводимый для увеличения выхода светлых продуктов и повышения их качества.
- Как компонент автомобильных антифризов и тормозных жидкостей, что составляет 60 % его потребления. Смесь 60 % этиленгликоля и 40 % воды замерзает при −49 °С. Коррозионно активен, поэтому применяется с ингибиторами коррозии
- Используется как теплоноситель с содержанием не более 50 % в системах отопления (частные дома в основном)
- В качестве теплоносителя в виде раствора в автомобилях, в системах жидкостного охлаждения компьютеров
- В производстве целлофана, полиуретанов и ряда других полимеров. Это второе основное применение
- Как растворитель красящих веществ
- В органическом синтезе
Например: MB-APPROVAL 229.1, BMW Longlife-04, VW 500.00 и VW 505.01
Данное устройство представляет собой закрепленный в роликоподшипнике шарик, вращающийся с постоянно скоростью и контактирующий с тремя неподвижными шариками. На поверхность контакта наносят смазочный материал. Постепенно увеличивая осевое усилие, а вместе с этим и контактное давление, можно определить нагрузку сваривания, показатель износа и коэффициент трения. В процессе увеличения осевой нагрузки на неподвижных шариках появляется пятно износа, характеризующее испытуемый смазочный материал.
Эмульсии могут быть образованы двумя любыми несмешивающимися жидкостями; в большинстве случаев одной из фаз эмульсий является вода, а другой — вещество, состоящее из слабополярных молекул (например, жидкие углеводороды, жиры). Одна из первых изученных эмульсий — молоко. В нём капли молочного жира распределены в водной среде.
Эмульсии относятся обычно к грубодисперсным системам, поскольку капельки дисперсной фазы имеют размеры от 1 до 50 мкм. Эмульсии низкой концентрации — неструктурированные жидкости. Высококонцентрированные эмульсии — структурированные системы. Тип эмульсии зависит от состава и соотношения её жидких фаз, от количества и химической природы эмульгатора, от способа эмульгирования и некоторых других факторов.
- Прямые, с каплями неполярной жидкости в полярной среде (типа «масло в воде»). Для эмульсий типа «масло в воде» хорошими эмульгаторами могут служить растворимые в воде мыла (натриевые и калиевые соли жирных кислот). Молекулы этих соединений, адсорбируясь на поверхности раздела фаз, не только снижают поверхностное натяжение на ней, но благодаря закономерной ориентации в поверхностном слое создают в нем пленку, обладающую механической прочностью и защищающей эмульсию от разрушения.
- Обратные, или инвертные (типа «вода в масле»). Для эмульсии типа «вода в масле» хорошими эмульгаторами могут быть нерастворимые в воде мыла (кальциевые, магниевые и алюминиевые соли жирных кислот).
Изменение состава эмульсий или внешнее воздействие могут привести к превращению прямой эмульсии в обратную или наоборот.
Также эмульсии разделяются на лиофильные и лиофобные:
- Лиофильные эмульсии образуются самопроизвольно и термодинамически устойчивы. К ним относятся т. н. критические эмульсии, образующиеся вблизи критической температуры смешения двух жидких фаз, а также некоторые смазочно-охлаждающие жидкости.
- Лиофобные эмульсии возникают при механическом, акустическом или электрическом эмульгировании (диспергировании), а также вследствие конденсационного образования капель дисперсной фазы в перенасыщенных растворах или расплавах. Они термодинамически неустойчивы и длительно существуют лишь в присутствии эмульгаторов — веществ, облегчающих диспергирование и препятствующих коалесценции (слиянию). Эффективные эмульгаторы — мицеллообразующие ПАВ, растворимые высокомолекулярные вещества, некоторые высокодисперсные твёрдые тела.
Эмульсии образуются двумя путями:
- путём дробления капель. Этот метод осуществляется путём медленного прибавления диспергируемого вещества в дисперсную систему в присутствии эмульгатора при непрерывном и сильном перемешивании. Главными факторами, от которых зависит степень дисперсности частиц получаемой эмульсии и её устойчивость, является скорость перемешивания, скорость введения диспергируемого вещества, его количество, природа эмульгатора и его концентрация, температура и pH среды.
- путём образования плёнок и их разрыва на мелкие капли. Механизм образования состоит в следующем. Жидкость, образующая дисперсную фазу (например, масло), при медленном прибавлении к дисперсионной среде образует плёнку. Эта плёнка разрывается пузырьками воздуха, выходящими из отверстия трубки, которые находятся на дне сосуда. Образуются мелкие единичные капли. Одновременно пузырьки воздуха энергично размешивают всю жидкость и этим самым способствуют дальнейшему эмульгированию. В настоящее время для получения концентрированной эмульсии масла с водой её подвергают действию ультразвука.